Среда, 04.12.2024, 13:45 RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Москвич 401-422 «Буратино»
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 09:23 | Сообщение # 1
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети
Москвич 401-422 «Буратино»

Конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей стояли возле машин навытяжку. В Кремле вождю показывали опытные образцы советской автомобильной техники. Впереди шел Сталин, за ним — зампред совнаркома Микоян и председатель Госплана Вознесенский. Среди других машин был и Москвич 400-422, фургончик с деревянным кузовом. «Чтобы сэкономить стальной прокат, московские конструкторы решили использовать дерево», — шепнули вождю. Сталин кивнул. Значит, можно готовиться к серийному производству.

Легковые машины с деревянными кузовами — это целый пласт автомобильной истории. Такие автомобили были популярны не только в США, где их ласково называли woody (от английского wood — дерево), но и в Англии, в Германии, в Италии. Однако на послевоенном МЗМА к дереву обратились не от хорошей жизни: стального проката и впрямь катастрофически не хватало, поскольку комбинат Запорожсталь, основной поставщик автомобильного металла, еще не был восстановлен. Дело усугублялось тем, что на МЗМА тогда не было собственного прессового производства, и кузовные панели для Москвичей штамповали на Заводе имени Сталина (ныне АМО ЗИЛ).
Я перекладываю покрытые пылью чертежи, технологические карты... Вот отчет о пробеговых испытаниях «деревянного» Москвича, подписанный главным конструктором МЗМА Николаем Ивановичем Борисовым. Испытания проходили с 7 августа по 18 октября 1946 года — за год до начала серийного производства базовой модели Москвич 400. На подшитых к отчету чертежах — данные обмеров... автомобиля Opel Kadett с универсальным кузовом «стейшн-вагон» (заводской гаражный номер — 26). Все условные обозначения — на английском (фирма Opel вошла в состав империи General Motors еще в начале 30-х годов). Колесная база, например, обозначена как WB — от английского wheelbase... Здесь же, для сравнения, указаны результаты обмера пассажирского Опеля, модели Kadett K-38 (гаражный номер — 30), который затем и превратился в Москвич 400. Автомобили на чертежах изображены то с опелевским «дирижаблем» на капоте, то с очень похожей на опелевскую новой эмблемой МЗМА. Да и сами авторы отчета постоянно путаются, называя опытный автомобиль то Москвичом с кузовом универсал, то Опелем с кузовом стейшн-вагон... Одним словом, деревянный Москвич оказался «цельнотянутым» с автомобиля Опель Стейшн Вагон.
Но технологию изготовления деревянных кузовов пришлось разрабатывать самим. За короткий срок было построено несколько прототипов с разными кузовами — четырехместные пятидверные универсалы и трехдверные грузовые фургоны с глухими боковинами. К концу 1947 года в опытной «эксплоатации» (это слово тогда писали через «о») было уже 11 фургонов: один на ЗИСе, еще семь — в Министерстве связи и три — на МЗМА.


Основным местом службы деревянных Москвичей стали автобазы Министерства связи

Прикрепления: 9825463.jpg (126.0 Kb) · 7059751.jpg (308.5 Kb) · 2693210.jpg (97.0 Kb) · 2954074.jpg (103.9 Kb) · 2035583.jpg (127.4 Kb)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 09:27 | Сообщение # 2
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети
Список обнаруженных у опытных деревянных фургонов недостатков занимает страницу машинописного текста. Основные претензии — именно к деревянному кузову. Недостаточная жесткость и герметичность конструкции, плохая вентиляция (все окна были неопускающимися), гигроскопичность деревянных элементов — они разбухали в сырую погоду. На ходу в салон попадали выхлопные газы, а извлекать из «подполья» грузового отсека «запаску» было крайне сложно. Эти недостатки в полной мере относились как к пятидверному универсалу, так и к трехдверному грузовому фургону с глухими боковинами.

От выпуска грузопассажирского универсала отказались. А вот деревянный фургон пошел в серию: такой автомобиль был крайне необходим различным городским службам, ведь в ту пору мелкие товары развозились прожорливыми «полуторками» да оставшимися в живых старыми пикапами на базе нижегородской «эмки».
Машины собирали так. Платформы (с передней частью кузова, передними дверями, но без крыши и боковин) перегонялись своим ходом с МЗМА на авиационный завод в Филях. Там на машину ставили сделанный из березы и водостойкой фанеры кузов. А березовые заготовки для кузовов брали на Шумерлинском заводе, где делали приклады для автоматов ППШ. Крыша представляла собой легкую деревянную обрешетку, которую обтягивали гранитолем или автобимом — материалом наподобие дерматина.
Первые серийные фургоны появились в 1949 году. К этому времени стандартный четырехместный пассажирский Москвич 400 уже выпускался полным ходом и предлагался всем желающим за 9000 рублей. Очередей не было. Учительница получала около 600 рублей, водитель — на сотню больше. Но деревянные фургоны в открытую продажу не поступали: только для госпредприятий, в основном — на автобазы Министерства связи СССР, для перевозки почты и контейнеров с монетами для телефонов-автоматов.
Грузоподъемность машинки была невелика — всего 200 кг, не считая водителя и экспедитора. Но перегружали фургоны нещадно: в них перевозили по 600—650 кг монет! Немудрено, что через пару лет такой эксплуатации деревянные кузова разваливались. Расшатывались соединения, трескалась обивка крыши, в местах сколов древесина разбухала, в салон протекала вода. Автомобили с покосившимися кузовами отправляли на ремзаводы и худо-бедно восстанавливали. Но вскоре интерес к деревянным фургонам пропал: МЗМА готовил к выпуску новый Москвич 402, причем среди модификаций были и фургон, и универсал с цельнометаллическими кузовами. А «деревяшки» тихо умирали на задворках автобаз Минсвязи.
Всего с 1949 по 1956 годы было выпущено 11129 деревянных фургонов Москвич 400-422 и 401-422. Помимо этого, еще 2500 шасси ушли на завод Министерства мясо-молочной промышленности — здесь на базе Москвичей строили изотермические фургоны.


В жару дерматиновая крыша раскалялась, и в машине нечем было дышать. Деревянные двери быстро расшатывались и держались на честном слове, пропуская в кузов пыль и дождевую воду

Прикрепления: 9427587.jpg (109.4 Kb) · 6044864.jpg (118.1 Kb) · 4800806.jpg (166.0 Kb) · 4975720.jpg (162.1 Kb) · 1187987.jpg (141.3 Kb)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 09:32 | Сообщение # 3
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети

Интерьер воистину спартанский: сплошное переднее сиденье и два перчаточных ящика с картонным нутром. Ни «печки», ни вентилятора...

Прикрепления: 7884722.jpg (81.5 Kb) · 8083769.jpg (69.0 Kb) · 9741871.jpg (75.5 Kb) · 3988523.jpg (86.9 Kb) · 1696235.jpg (79.4 Kb)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 09:35 | Сообщение # 4
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети


Врезные замки на «Буратино» мало чем отличались от обычных дверных


Ответственные деревянные соединения усилены стальными косынками. Филенки сделаны из водостойкой фанеры

Прикрепления: 8569898.jpg (108.8 Kb) · 3828702.jpg (149.1 Kb) · 4075043.jpg (69.8 Kb) · 6295338.jpg (97.1 Kb) · 6808513.jpg (96.8 Kb)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 09:39 | Сообщение # 5
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети


Нам известно, что в России сохранилось как минимум четыре деревянных Москвича. Но едва ли найдется фургон, который может сравниться с реконструированным в техцентре Авторевю

Прикрепления: 0327652.jpg (124.7 Kb) · 5560091.jpg (50.4 Kb) · 3781927.jpg (120.0 Kb) · 0939111.jpg (72.7 Kb) · 5315790.jpg (129.1 Kb)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 09:45 | Сообщение # 6
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети

* * *

Когда в реставрационно-техническом центре газеты Авторевю решили восстановить Москвич 401-422, стало ясно, что использовать «родные» деревянные панели невозможно: если какие-то детали и выглядели пристойно, то нести нагрузку они уже все равно не могли — крошились. Поэтому реставраторы пошли по «заводскому» пути. За основу взяли «голую» платформу серийного Москвича 401 (более поздний «четыреста первый» Москвич отличался от «четырехсотого» лишь форсированным до 26 л.с. двигателем и перенесенной с пола на рулевую колонку рукояткой трехступенчатой коробки передач). Березы, которые мастера реставрационно-технического центра Авторевю отобрали для реконструкции Москвича 401-422, были спилены по ходу расчистки лесополосы вдоль Московской кольцевой автодороги. Древесину распилили, просушили, тщательно отсортировали — чтобы не было сучков, хотя заводская технология допускала использование досок с сучками. А вот специальный столярный клей пришлось покупать американский — у нас такого не делают.
Шесть мастеров-реставраторов трудились над восстановлением фургона больше года. Полностью выдержать заводскую технологию, конечно, не удалось. Например, в условиях массового производства сложные деревянные детали вытачивались на копировально-фрезерных станках, а для этой машины пришлось все делать вручную. Но в точном соответствии с сохранившимися заводскими чертежами! Одних только деревянных деталей было вырезано около 240. Помимо березы использовались сосна и лиственница (это тоже допускалось конструкторами и технологами). Все деревянные соединения прошпунтованы, проклеены и «заперты» шурупами. Особо нагруженные соединения усилены металлическими косынками: все — как на серийных машинах. Цвет кузова, дерматина крыши и обивки салона подбирался согласно заводской карте окраски. Удалось разыскать даже родные «грузовые» шины, с более высоким профилем, нежели у тех, что ставились на обычные Москвичи...
Все остальные узлы и агрегаты — «родные», от «четыреста первого» Москвича: нижнеклапанный 26-сильный двигатель (подобным комплектовался еще Opel P4 образца 1931 года), трехступенчатая коробка с несинхронизированной первой передачей, независимая передняя подвеска типа Дюбонне, задний мост на рессорах.
В середине июня 2002 года «Буратино» выехал за ворота техцентра Авторевю и своим ходом, подмигивая фарами удивленным прохожим, добрался до Музея экипажей и автомобилей в Кузьминском лесопарке. Там он сейчас и стоит. Приходите в парк — и все увидите. Например, на День города — 31 августа. И сами поймете, почему во время того кремлевского просмотра в сорок шестом Сталин, остановившись возле этой машины, одобрительно кивнул.


Сохранилось несколько комплектов чертежей на деревянные фургоны, причем некоторые из них противоречат друг другу: автомобиль непрерывно модернизировался по мере освоения технологии производства и с учетом пожеланий транспортников


1946 год: масштабные модели деревянных фургонов в конструкторском отделе МЗМА


Один из опытных «Буратино» с пятидверным кузовом универсал. В серию такие машины не пошли

Прикрепления: 5561041.jpg (108.9 Kb) · 8074195.jpg (95.2 Kb) · 5213513.jpg (100.6 Kb) · 8144963.jpg (78.4 Kb) · 2932369.jpg (89.2 Kb)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 09:48 | Сообщение # 7
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети

В горах Дагестана: Москвич 400 и опытный фургон Москвич 400-422 в испытательном пробеге Москва—Баку—Москва (1949 год)


Жесткое днище несущего кузова с мощными тоннелем карданного вала и массивными вварными поперечинами прекрасно подходило для постройки специальных машин малой грузоподъемности

© Максим КАДАКОВ
Фото автора

Прикрепления: 3916516.jpg (98.4 Kb) · 8687331.jpg (126.9 Kb) · 4355199.jpg (99.2 Kb)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
VitusДата: Пятница, 10.04.2009, 20:30 | Сообщение # 8
Бывалый
Группа: Club Member
Сообщений: 546

Имя: Виктор
Авто: АЗЛК-214122, УЗАМ 1,7
Город: Оренбург

Репутация: 1
Статус: Не в сети
Прикольно. Но деревянный кузов, это чтото, сам знаю, работал на КрАЗе с деревянной кабиной %)

Где путь прямой, там не езди по кривой
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 20:33 | Сообщение # 9
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети
Прикольно, но только непонятно зачем нужны были эти извращения...

А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
VitusДата: Пятница, 10.04.2009, 20:39 | Сообщение # 10
Бывалый
Группа: Club Member
Сообщений: 546

Имя: Виктор
Авто: АЗЛК-214122, УЗАМ 1,7
Город: Оренбург

Репутация: 1
Статус: Не в сети
Экономия металопроката :) , или как это,"-Мне не важно как вы сделаете, мне важно, чтоб вы зае..лись." :D

Где путь прямой, там не езди по кривой
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 20:45 | Сообщение # 11
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети
Quote (Vitus)
Экономия металопроката
Навряд ли... фанера думаю дороже стоит...
А вот второй вариант думаю подходит :)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
VitusДата: Пятница, 10.04.2009, 20:59 | Сообщение # 12
Бывалый
Группа: Club Member
Сообщений: 546

Имя: Виктор
Авто: АЗЛК-214122, УЗАМ 1,7
Город: Оренбург

Репутация: 1
Статус: Не в сети
4 км ведь всего проехал, музейный экспонат наверно.

Где путь прямой, там не езди по кривой
 
Alex-563Дата: Пятница, 10.04.2009, 21:07 | Сообщение # 13
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети
Vitus, ну да, это из музея "АвтоРевю" отреставрированный...
Да собственно и статья из одноименного журнала :)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
Alex-563Дата: Воскресенье, 26.04.2009, 23:32 | Сообщение # 14
... Ждём перемен...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2730

Имя: Александр
Авто: Audi allroad C6 3.2
Город: Оренбург

Репутация: 9
Статус: Не в сети
Еще фотографии :)

Прикрепления: 1420439.jpg (103.3 Kb) · 3993884.jpg (113.1 Kb) · 9738121.jpg (127.4 Kb)


А сколько по твоему могут стоить хорошие воспоминания ? © Митяй
Москвичеводы это будущие субаруводы, только им пока денег не хватает на субару. Такие же фанатики. © nevzorofff
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Шаблоны для сайтов на Ucoz