Москвич-400 фактически является точной копией трофейного Opel Kadett K38. После победы Советского Союза над фашистской Германией, в Москву, с завода Opel из города Рюссельсхайм, было вывезено всё необходимое для производства технологическое оборудование. МЗМА были изготавлены заново только штампы на двери, которые были утеряны при перевозке.
Хотя Opel Kadett и являлся довоенной моделью 1938 года, он имел достаточно современную конструкцию и был хорошо приспособлен для поточного производства.
4 декабря 1946 года был собран первый Москвич-400, а в 1947 году было начато массовое производство этих автомобилей. Внешне Москвич-401 не отличался от Opel, была изменена только подвеска, рассчитанная на плохие дороги, двигатель с измененной степенью сжатия для работы на бензине второго сорта-А66. Так же изменилась и коробка передач, вместо четырехступенчатой стала трехступенчатая.
В 1954 году после ряда небольших усовершенствований автомобиль получил новый индекс - 401.
Москвич-400 и 401 внешне практически не различимы, но некоторые отличия всё же есть. Например, на передних крыльях Москвич-401, в штатных местах, уже с завода устанавливались подфарники-сигналы поворота, которых не ставилось на Москвич-400.
Выпуск Москвич-401 был прекращён в 1956 году. Всего с 1946 по 1956 год было выпущено 247439 моделей 400 и 401.