Ответы на вопросы к временному управляющему ОАО "Москвич" А.Г.Комарову, заданные посетителями интернет-клуба www.club.azlk.ru 1. Возможен ли технологически выпуск автомобилей на заводе, была ли ревизия оборудования и насколько оно цело? Если разворовано, то возможно хотя бы производство запчастей ?
- Оборудование не разворовано. Периодически появляющиеся в средствах массовой информации фотографии и видеосъемки пустых, разгромленных цехов делались на так называемой "старой" территории завода, давно выведенной из производственного цикла. Однако, сохранившееся оборудование местами частично разукомплектовано и, кроме того, оно провело несколько лет в бездействии, в не отапливаемых помещениях с протекающей кровлей. Предварительная оценка его состояния обнадеживает, но дать по нему окончательное заключение возможно лишь после его опробования в рабочем режиме, после восстановления заводских коммуникаций (начиная с энергоснабжения). Зимой главной проблемой на пути проведения этой ревизии было отсутствие на заводе тепла - пускать оборудование даже в холостом режиме при температуре в цехах ниже +10 градусов было просто нельзя. Сейчас, к середине мая эта проблема, наконец, снялась (надо отметить, прогреваются цеха очень медленно). Однако, затянувшееся принятие плана внешнего управления не дало заводу оперативно, ещё зимой изыскать необходимые средства на восстановление заводских коммуникаций. По этой причине получить исчерпывающие ответы на вопрос о состоянии заводского оборудования и возможности восстановления его работоспособности мы теперь сможем не ранее середины лета. В зависимости от результатов этой ревизии будет решаться дальнейшая судьба этого оборудования и завода в целом. В том числе и организация выпуска на нем запчастей, кстати, предусмотренная утвержденным планом внешнего управления. Этим планом предусматривается выделение производственного "ядра" завода в отдельное дочернее предприятие, одной из первоочередных задач которого станет обеспечение выпущенных "Москвичей" запчастями.
2. Что государство вообще собирается делать с заводом: окончательно банкротить и закрывать или пытаться реанимировать?
- Если бы оно поставило своей целью окончательно обанкротить и закрыть завод, я бы сейчас не отвечал на эти вопросы в качестве его временного управляющего. В этом случае сразу переходят к фазе "ликвидационного" конкурсного управления предприятием, и государство, как собственник контрольного пакета акций ОАО "Москвич", имело право настоять именно на таком развитии событий. Но всё же решило дать заводу последний шанс на возрождение.
2.1. Откуда возьмутся средства на реанимацию и на что в первую очередь их потратят?
2.1.1. Рассматривается ли вариант привлечения частного инвестора?
2.1.2. Высказал ли кто-нибудь из частных инвесторов заинтересованность в реанимации завода и сколько в каком объёме они смогут помочь?
- Источников этих средств можно назвать много. Во-первых, возврат дебиторской задолженности, составляющей около 3,5 млрд. рублей. К примеру, в Йошкар-Оле недавно удалось найти концы оборудования аж на 18 млн. Dm, поставленного в своё время в страну по контрактам на поставку оборудования для строившегося моторного корпуса. Долг по этим контрактам висит на заводе, а оборудованием кто-то бесплатно пользовался все эти годы. Во-вторых, расторжение невыгодных договоров и возврат собственности, проданной прежним руководством по явно заниженным ценам. В частности, расторгнут договор по (якобы) "бесплатной" аренде ДК АЗЛК. Всплыли договора, согласно которым отдельные заводские здания продавались по цене их аренды, причем, даже не годовой, а квартальной. Сейчас завод получил право потребовать за них их реальную стоимость. В-третьих, продажа непрофильных активов, не входящих в производственное "ядро" завода. Уже выставлен на продажу со стартовой ценой 370млн. рублей бывший заводской центр запчастей, аукцион по которому назначен на 1 июня. Если этот аукцион пройдет удачно, завод уже в начале лета получит необходимые средства для начала восстановительных работ и завершения ревизии оборудования. В-пятых, это сдача части незадействованных заводских площадей в аренду. В-шестых, не исключается привлечение сторонних финансовых ресурсов. В частности, интерес к заводу проявляет Московское Правительство и созданная под его эгидой Московская автомобильная компания (МАК), в сфере влияния которой уже находится ЗИЛ. Что касается частных инвесторов, то с подобными предложениями ко мне пока ещё никто не обращался.
На что будут, прежде всего, потрачены эти деньги? Прежде всего, на восстановление жизнедеятельности завода - на ремонт кровли и заводских коммуникаций, обеспечение завода на постоянной основе теплом, водой и электроэнергией, возврат накопившейся задолженности по заработной плате перед работниками завода. Далее (а отчасти и параллельно), как только что упоминалось, будут решаться вопросы завершения ревизии заводского оборудования, его восстановления (если это будет признано целесообразным) и организации производства - для начала наиболее ходовых запасных частей.
2.2. Существует ли на данный момент определённая программа реанимации и в чём она заключается, или предполагается всё делать по ситуации?
- Существует утвержденный план внешнего управления. Хотя, конечно, он не в состоянии предусмотреть всех вариантов развития событий и оставляет руководству завода возможность поступать по ситуации, согласовывая по принципиальным вопросам свои действия с кредиторами.
2.2.1. Предусматривает ли эта программа возобновление производства автомобилей, и в какие сроки?
2.2.1.1. Будет ли завод выпускать именно Москвич или уйдёт на отвёрточную сборку других машин?
2.2.1.2. В случае возобновления производства, какие двигатели планируется ставить на новые машины?
2.2.1.3. Какие модели (из ранее производившихся) будут делать?
2.2.1.4. Эти модели будут производиться в первозданном виде или будут модернизированы с учётом имеющихся на данный момент наработок, или этот вопрос не к Вам?
2.2.2. Если производство машин восстановят, то как скоро мы увидим перспективные модели?
- Здесь я предпочел бы взять тайм-аут - сейчас нет возможности точно ответить на эти вопросы. План внешнего управления предусматривает организацию выпуска запасных частей к Москвичам, выделение в упомянутое дочернее АО и очистку от долгов автомобильной составляющей завода, но не конкретизирует, производство каких именно автомобилей и в какой срок должно быть возобновлено на этих мощностях. Ситуация же такова, что сейчас я не стал бы отвергать никаких вариантов дальнейшего развития событий.
2.2.2.1. В каком объёме планируется восстановить производство комплектующих (имеется ввиду ассортимент)?
- На самом заводе на данный момент предполагается восстановление производства наиболее ходовых деталей кузова, шасси и трансмиссии. Запуск полноценного кузовного производства (сварка и окраска кузовов в запчасти), а также агрегатов шасси и трансмиссии в сборе по своим затратам фактически равен запуску всего автомобильного производства. Понятно, если не будет признано возможным и целесообразным реанимировать последнее в его существующем виде, то и на возобновление производства крупноузловых запчастей надеяться не придется даже к концу срока временного управления. Что касается комплектующих, поставлявшихся смежниками, то решение вопросов их производства планом внешнего управления не предусматривается.
2.2.2.2. Не планирует ли руководство завода, в случае возобновления производства комплектующих, открыть фирменный магазин, где можно будет с гарантией купить "правильные" детали на Москвич?
- Такая возможность прорабатывается и не исключается.
2.2.2.3. Что будет со старыми сервисами типа СТО1 и СТО5, находящимися фактически в частных руках, будет ли открыт фирменный сервис АЗЛК, где с гарантией качественной и, главное, правильной работы можно будет получить обслуживание?
- К сожалению, юридически эти СТО давно уже не под заводом. Возрождение фирменной сети СТО заводу придется начинать фактически с нуля и, понятно, в существующей ситуации дефицита сил и средств это может быть увязано лишь с собственно возобновлением автомобильного производства, о котором пока речи не идет.
3. Какова может быть роль клуба в восстановлении производства на заводе ?
- Пока трудно предположить, в каких конкретных делах это может найти своё воплощение. Но даже одна моральная поддержка - уже хорошее дело.
4. Нет ли перспектив кооперации с заводом УЗАМ? Для него производство Москвичей могло бы стать хорошим рынком сбыта, особенно учитывая критическую ситуацию, в которой он находится.
- Месяца полтора назад я встречался с руководством УЗАМа, которое задало мне тот же самый вопрос. Повторяюсь, если с производством запчастей ситуация ещё как-то просматривается, то пока не решен вопрос дальнейшей судьбы собственно автомобильного производства ОАО "Москвич", говорить о перспективах его дальнейшего сотрудничества с УЗАМом достаточно сложно. Можно лишь сказать, что в дальнейшем возможность такого сотрудничества не исключается в принципе.
5. Не планирует ли завод выпустить новый пакет акций (дополнительную эмиссию). Этим можно убить двух зайцев: привлечь новые денежные средства на завод и убрать из числа крупных акционеров Асатряна. Думаю, что люди вполне готовы пойти на этот шаг (в смысле покупки акций) при условии льгот на приобретение следующего автомобиля.
- По этому поводу могу лишь отметить, что акции упоминавшегося дочернего АО, в которое предполагается выделить производственное "ядро" завода, будут выпущены в открытую продажу, и их смогут приобрести все желающие.
6. Будет ли проведена проверка финансовой деятельности Асатряна?
- Проверка финансовой деятельности предыдущего руководства завода проводится, но будет ли по её результатам кто-либо привлечен к какой-либо ответственности - это вопрос не ко мне, а к компетентным органам. Самого же меня, по большому счету, больше волнует будущее "Москвича", а не его прошлое.
20 мая 2004 г