Двигатель ВАЗ-2106
1 – крышка коренного подшипника;
2 – крышка привода распределительного вала;
3 – вкладыш коренного подшипника;
4 – шпонка;
5 – звездочка коленчатого вала;
6 – храповик;
7 – шкив;
8 – цепь привода распределительного вала;
9 – шкив генератора;
10 – шкив насоса;
11 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости и генератора;
12 – башмак натяжителя цепи;
13 – кольцо поршневое маслосъемное;
14 – кольцо поршневое компрессионное;
15 – поршень;
16 – седло выпускного клапана;
17 – клапан выпускной;
18 – клапан впускной;
19 – упорный фланец;
20 – стопорная шайба;
21 – выпускной патрубок рубашки охлаждения;
22 – трубка вакуумного корректора;
23 – топливный шланг;
24 – установочный штифт;
25 – крышка головки цилиндров;
26 – звездочка распределительного вала;
27 – наружная пружина клапана;
28 – распределительный вал;
29 – тарелка пружины клапана;
30 – шпилька крепления подшипников распределительного вала;
31 – пробка маслоналивного патрубка;
32 – корпус подшипников распределительного вала;
33 – рычаг клапана;
34 – пружина рычага;
35 – регулировочный болт;
36 – гайка регулировочного болта;
37 – втулка регулировочного болта;
38 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
39 – свечи зажигания;
40 – головка блока цилиндров;
41 – прокладка головки блока цилиндров;
42 – блок цилиндров;
43 – заглушка рубашки блока цилиндров;
44 – маховик;
45 – датчик недостаточного давления масла;
46 – держатель манжеты;
47 – поддон картера;
48 – крышка третьего коренного подшипника;
49 – болт крепления крышки подшипника;
50 – кронштейн крепления маслоприемника;
51 – маслоприемник;
52 – трубка маслоприемника;
53 – вкладыш коренного подшипника;
54 – крышка шатуна;
55 – шатун;
56 – коленчатый вал;
57 – вкладыш шатунного подшипника;
58 – поршневой палец;
59 – направляющая втулка клапана;
60 – отводная труба;
61 – выпускной коллектор;
62 – впускной коллектор;
63 – болт крепления головки блока цилиндров;
64 – гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала;
65 – карбюратор;
66 – провода высокого напряжения;
67 – распределитель зажигания;
68 – пластина крепления распределителя зажигания;
69 – вал распределителя зажигания;
70 – вал привода распределителя зажигания, масляного и топливного насосов;
71 – шестерня привода распределителя зажигания и масляного насоса;
72 – топливный насос;
73 – теплоизоляционная прокладка;
74 – толкатель привода топливного насоса;
75 – рычаг ручной подкачки топлива;
76 – корпус масляного наcoca;
77 – ведущее зубчатое колесо;
78 – ведомое зубчатое колесо;
79 – ось ведомого зубчатого колеса.
Описание конструкции
Бензиновый, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет – от привода распределительного вала. Блок цилиндров – чугунный, головка блока – из алюминиевого сплава. В передней части двигателя (по ходу автомобиля) расположены: привод распределительного вала и вала дополнительных агрегатов (цепью), привод насоса охлаждающей жидкости и генератора (клиновым ремнем). Справа на двигателе расположены: карбюратор, впускной и выпускной коллекторы, генератор, насос охлаждающей жидкости, термостат, стартер, патрубки системы охлаждения (и отопления кузова). Слева расположены: распределитель зажигания, свечи зажигания, фильтр очистки масла, топливный насос, датчики температуры охлаждающей жидкости (на головке блока) и аварийного давления масла (в блоке двигателя), шланг системы вентиляции картера. К задней привалочной плоскости блока цилиндров крепится коробка передач. Силовой агрегат автомобиля «Святогор» крепится к кузову на четырех резинометаллических опорах (по две на двигателе и коробке передач), в отличие от модели с кузовом 2141, где применялась трехопорная схема (две опоры — на двигателе и одна — на коробке передач).
Коленчатый вал – чугунный, вращается в пяти коренных подшипниках скольжения, осевое перемещение вала ограничено двумя упорными полукольцами.
Шатуны – стальные, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники (скольжения), верхней головкой – с поршневыми пальцами. Палец запрессован с натягом в верхнюю головку шатуна и вращается в бобышках поршня.
Поршни – литые, алюминиевые, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом.
Головка блока цилиндров – из алюминиевого сплава, с запрессованными седлами клапанов и направляющими стержней клапанов. Привод клапанов от кулачков распределительного вала – через рычаги, опирающиеся на головки регулировочных винтов. Клапан закрывается под действием двух пружин. Зазоры в приводе клапанов регулируются вращением регулировочного винта.
Распределительный вал – литой, чугунный, вращается в пяти подшипниках скольжения вдвое медленнее коленчатого вала. Корпус подшипников – литой, из алюминиевого сплава.
Масляный насос – шестеренчатый, с приводом от шестерни на валу вспомогательных агрегатов. Привод масляного насоса является одновременно и приводом распределителя зажигания, поэтому вал масляного насоса вращается вдвое медленнее коленчатого вала.
Смазка двигателя – комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, вал привода вспомогательных агрегатов; разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к рычагам привода клапанов и стержням клапанов, остальные узлы смазываются самотеком.
Система вентиляции картера – закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель (в блоке двигателя).