Москвич 2141 «Иван Сусанин» - 4х4
Силовую часть каркаса универсального шасси формирует пространственная рама, сваренная из труб прямоугольного сечения. На ней установлены двигатель ВАЗ-2106, агрегаты полноприводной трансмиссии от Нивы (коробка передач, раздаточная коробка, карданные валы) и межколесные редукторы с блокируемыми дифференциалами, заимствованные у автомобиля ЛуАЗ. Схема, прямо скажем, не революционная, однако своя изюминка у УШАТа есть. Посмотрите на фотографию моторного отсека, точнее - на то место, где обычно находится кожух сцепления. Его в этом месте нет! С узлами трансмиссии двигатель на Иване Сусанине соединяется с помощью промежуточного вала, оснащенного шарниром равных угловых скоростей и дополнительным демпфером крутильных колебаний. Почему? Во-первых, разнесенная схема силового агрегата снижает требования к компоновке моторного отсека и дает возможность устанавливать на полноприводное шасси широкую гамму двигателей и кузовов - уже сегодня подготовлена техническая документация для четырех типов навесных модулей: АЗЛК (хэтчбек, пикап) и Волга (седан, универсал). Во-вторых, сдвинутая дальше в базу коробка передач улучшает общую развесовку полноприводного автомобиля.
И наконец, запас свободного места над передней осью позволил конструкторам применить унифицированную независимую подвеску всех четырех колес на поперечных малолистовых рессорах.
С одной стороны, внешний облик Сусанина не несет в себе ничего экстремального: кенгурятники и прочую внедорожную бутафорию нынче ставят даже на Оку, а "задранную" с помощью проставок подвеску встретишь чуть ли не на каждой второй "восьмерке" с подмосковными номерами. Так что в городской толчее такую машину, скорее всего, просто не заметят. В то же время, у нее незаурядный внедорожный потенциал. Вдумайтесь: полноприводная трансмиссия с тремя блокируемыми дифференциалами. Настоящих-то внедорожников с таким арсеналом можно сосчитать по пальцам, а тут - "сорок первый"!
На заднем конце коленчатого вала двигателя установлены дополнительный демпфер крутильных колебаний (показан стрелкой) и ШРУС, передающий момент на коробку передач
Куда же делась стойка McPherson? Роль направляющих элементов подвески на Сусанине исполняют треугольные рычаги упругого - поперечная рессора
Крылатское. Задворки гребного канала. Замерзшая пашня, покрытое снегом поле, грунтовка. Пока Сусанин передвигается очень уверенно, а неожиданно хорошая плавность хода и приемлемый уровень вибраций подстегивают к более быстрой езде. И все-таки первое впечатление подтвердилось - потолок здесь действительно слишком низкий, и после нескольких ударов головой о верхний угол передней стойки нога сама приотпускает педаль газа.
Пересекаем заросли высокой травы и попадаем на длинную извилистую грунтовку, покрытую ровным слоем льда. Разгон, выход на кривую, ровное соскальзывание четырьмя колесами на больший радиус, коррекция, следующий прямик... Сюрпризов нет - машина неплохо отслеживает траекторию, хотя из-за запаздываний реакций на управляющие действия быстро ехать в поворотах страшновато.
Теперь специальное упражнение. Руль влево, первая передача - и машина медленно сваливается в кювет с короткого откоса, крутизной градусов в двадцать пять. Включаем нижний ряд трансмиссии и пробуем забраться наверх. Без проблем.
Затяжной травянистый подъем. Вниз, вверх, вверх под "косым" углом, вверх через уступ. Да, рамная конструкция с независимой подвеской всех колес - вещь! Проваливаясь на подъеме в поперечную рытвину, машина ударяется о препятствие порогом и, на секунду "задумавшись", цепляется колесом за грунт, а затем продолжает карабкаться вверх. Вывесить Сусанина по диагонали оказалось непросто, да и выбирался он из подобных ситуаций довольно быстро - достаточно было задействовать одну из межколесных блокировок.
Из ситуации классического диагонального вывешивания Сусанин выбирается просто - достаточно включить одну из межколесных блокировок