Двигатель Для Москвича существуют практически два двигателя- 407й и 412й. Есть еще 401 и 402й, очень близкие между собой, но на сегодняшний день оба они большая редкость - во времена оны повально заменялись на 407е.
407й двигатель ставился на 407й,403й,408й и на 2138 - вариант 2140 с 408м двигателем. Конструктивные улучшения на пути от 407го до 408го не так уж велики и затронули следующие системы:
-Карбюратор - из однокамерного К-59 через однокамерный же К-125 превратился в двухкамерный К-126. Под карб адаптировался впускной коллектор.
-Коленчатый вал - усиливались коренные шейки и соответсвенно увеличивались диаметры вкладышей и постелей коренных подшипников. Кроме того, введен сальник на заднем конце коленвала- у 407го сзади маслосгонная резьба.
-Трамблер - измениась конструкция, характеристики и способ крепления к ГБЦ.
-Система смазки - введен масляный радиатор. Опыт показывает, что необходимость этого радиатора очень сомнительна и мотор не перегревается и без него. Кроме того, увеличена производительность масляного насоса, что улучшает смазку деталей.
Эти переделки задели не так уж много сопряженных деталей, поэтому о 407м и 408м двигателях вполне можно говорить как об одном и том же моторе, упоминая о переделках там, где они есть.
На 407й Москвич можно установить любой двигатель - 407й и 408й не различаются совсем, и переделок для установки не требуется, 412й несколько больше и требует более плотного размещения агрегатов в моторном отсеке, но вполне помещается в машину.
Маслонасос
Находится в картере двигателя. Шестеренчатый. При переходе к двигателю 408 был доработан (повышена производительность),полностью сохранив габаритные и присоединительные размерыю Установка 408го маслонасоса - рекомендованная заводом переделка для 407го двигателя.
Водяной насос (помпа)
Помпа в сборе взаимозаменяема для 402/407/408 и для 412/2140.
Сальник помпы не менялся при изменениях двигателя, поэтому ремкомплект для 412го встанет на любой из вышеупомянутых насосов. Он же является и сальником помпы ГАЗ24.
В насосах 402/407/408 используются подшипники № 503, свободно продающиеся в подшипниковых магазинах.
Разборка водяного насоса
Помпа 407я снимается и ставится без проблем и снятия дополнительных деталей.
Сальник помпы унифицирован с помпой 412го Москвича и Волги. Так что ремкомплект помпы стоит купить. Подшипники у 407го уникальные, но без проблем продаются в спец. магазинах (не авто, а подшипниковых). Нужен подшипник №503, две штуки.
Снятие-
Предварительно сливаем тосол из системы охлаждения, причем через оба краника,т.к. при сливе только через радиатор двигатель останется заполнен тосолом и при снятой помпе все польется через край.
Для начала надо ослабить ремень генератора, снять шкив помпы вместе с вентилятором (4 болта М6 со стороны радиатора). Потом отпустить хомут шланга от помпы до уголка внизу дигателя (если не снимается этот шланг, то можно отвинтить уголок и снять помпу вместе со шлангом и уголком, расстыковав шланг уголок-радиатор).
Дальше откручивам 4 болта и пятый болт с гайкой - все, помпа у нас в руках.
Разборка -
вся помпа собрана на валу. На валу сидят сальник, подшипники, крыльчатка, фланец, а больше в помпе и нет ничего, только корпус.
Крыльчатка держится на валу болтом, головка которого расположена по центру крыльчатки. Поскольку болт постоянно в воде, он ржавеет. Тут имеет смысл использовать что-то типа ’жидого ключа’.
После того, как болт крыльчатки отвинчен, надо отпустить подшипники. Их держит пружинное кольцо, ушки которого высовываются сразу за фланцем помпы. Кольцо должно полностью выйти из корпуса и болтаться на оси - только тогда оно ничего не держит.
Все отпущено, теперь можно выбивать вал помпы. При этом важно не забить резьбу, куда вкручивается болт крыльчатки - идеально будет использование выколотки с ’носом’ диаметром 5-6мм и длиной миллиметров 40. Тогда можно упереться в дно резьбового отверстия и не опасаться за резьбу. Выбивать вал - вперед по ходу машины (бить аккуратно, но сильно). Крыльчатка вместе с сальником останется в корпусе, вал с подшипниками выйдет вперед.
Подшипники снимаются в обратном направлении вместе с фланцем.
Вот и все по разборке.
Сборка - "в обратном порядке"
Тонкости тут какие - на старых помпах подшипники уже, чем 503и, в результате распорная втулка получается длиннее чем надо. Выход- менять втулку либо укоротить ее (примерно 3-4мм).
Сальник помпы состоит из графитовой шайбы с ’ушами’ и резиновой манжеты. В собранном виде манжета плотно охватывает вал помпы и пружиной прижимается к шайбе, а шайба той же пружиной прижимается к шлифованному торцу корпуса. Таким образом, уплотнение происходит по стыку корпуса и графитовой шайбы, которая легко скользит по металлу корпуса. ’Уши’ шайбы входят в пазы крыльчатки и обеспечивают вращение шайбы вместе с крыльчаткой и валом помпы.
Для того, чтобы болт крыльчатки не заклинивался в резьбе, полезно залить резьбовое отверстие Мовилем - он не пустит воду в стык и законсервирует металл.
Отопитель (печка)
Для 402/407 уникальна, в том числе и по деталям.
Возможна установка вентилятора с двигателем от ВАЗ 2101, что качественно улучшает обдув стекол.
Подвеска двигателя
Двигательная установка 407 крепится к корпусу в трех точках - две передние опоры крепятся к переднему мосту, а третья точка находится на хвостовике коробки передач и крепится к поперечине между лонжеронами (’самолет’)
Передние опоры (резина)
Для 402-408 идентичны с Волговскими, ГАЗ-24. По сравнению с Волгой устанавливаются в перевернутом положении.
Система газораспределения
Два клапана на цилиндр. ’Нижний’ распредвал, установленный в картере двигателя и смазываемый разбрызгиванием. Привод распредвала - двумя шестернями, для уменьшения шума бОльшая выполнена текстолитовой. Привод клапанов - толкателями, штангами и качалками. В качалках установлены регулировочные винты для регулировки зазора клапанов.
От распредвала косозубыми шестернями приводится масляный насос, распределитель зажигания и привод стеклоочистителей (для 408го шестерня на распредвалу сохранена, но привод стеклоочистителей не устанавливался и его отверстие закрывалось крышкой).
Ремонт текстолитовой шестерни.
Текстолитовая шестерня со временем изнашивается. Возможны два вида разрушения шестерни - срезание зубьев и проворачивание центральной втулки. В случае срезаных зубьев шестерня ремонту не подлежит, надо искать (или делать) новую, а вот при провороте центральной втулки можно побороться за живучесть.
Снятие двигателя с машины
Снимал вместе с коробкой, минимально разбирая его до сниятия.
Понадобится передняя вилка кардана (без кардана:) (можно 412), чтобы масло не текло.
Предварительные телодвижения:
Снимаем кардан - 4 болта на заднем фланце и выдергиваем кардан из коробки назад. Не стоит валять вилки кардана в грязи - одеть на них какиенить мешки, тряпками замотать.
В хвостовик коробки ставим переднюю вилку кардана, иначе масло потечет.
Отключаем управление коробкой - выдегиваем шплинты, которые тяги держат в проушинах рычагов.
Отключаем привод сцепления - 2 болта держат на кожухе сцепления шарнир, на который все опирается. Для 408го - на тех же болтах крепится гидроцилиндр привода сцепления, откручиваем его.
Снимаем привод газа - действия зависят от того, тросовый или рычажный привод, ну там все просто. Вместе с газом отключаем привод дроссельной заслонки.
Отключаем электрику: массовую косичку от переднего щита, провода от трамблера, генератора, стартера, датчиков масла и температуры.
Отключаем бензопровод, снимаем воздухофильтр.
Если колба фильтра тонкой масла очистки не на движке, а на борту прикручена - надо открутить.
Снимаем радиатор, снимаем все патрубки, снимаем патрубок движок - печка. Вместе с радиатором снимаем жалюзи, если есть.
Для 408го - отключить привод краника отопителя.
Дальше начинается собственно снятие движка.
Залезаем под машину, в район хвостовика коробки.
Откручиваем 4 болта, крепящих поперечную балку ("самолет") к лонжеронам, движок наклоняется назад. Откручиваем 1 гайку,крепящую "самолет" к коробке (для 408го там не гайка, а два болта вроде) - "самолет" у нас в руках.
Проползаем под машиной вперед и откручиваем болты, которые подушки двигателя держат - по одному болту на подушку.
Все, движок в машине ничего не держит (если я ничего не забыл :))
На движке под один из болтов ГБЦ прикручена проушина - за нее можно зацепиться и вытянуть движок. Либо как вариант - веревкой охватить обе лапы и сверху цеплять лебедкой. (Правда эта трам-тарарам веревка мне бензопровод насос-карб погнула.)
Дальше все просто - приподняли движок так, чтобы подушки с кронштейнов ушли (там штифт), выдвинули вперед до переднего щита, и наклоняя пошли вытаскивать. Движок уходит вверх, поворачиваясь в вертикальное положение - правда до вертикали не доходит, градусов 45-30 .
Нужно примерно метр-полтора хода лебедки, чтобы движок ни за что не задевал и можно было укатить машину из-под висящего агрегата.
Вот и все, как писали в советских мануалах,"сборка производится в обратной последовательности"