Автомобильные фирмы умирают либо в результате кризиса, либо не выдержав конкуренции со стороны более удачливых компаний. Ни тот ни другой вариант не подходит в случае с АО “Москвич”, который был угроблен бездарным руководством. Сюжет, показанный 16 мая на телеканале РТР, в вечернем выпуске “Вестей”, потряс всех, кому довелось его увидеть: разгромленные цеха, лишенные большей части оборудования, остовы автомобилей, застывшие на давно умершем конвейере, слякоть и фекалии, текущие по проходам, — это не кадры из голливудского “ужастика”, а реальная репортажная хроника.
А ведь всего десять лет назад здесь планировали производить модель, которой предстояло потрясти мировой автопром. Созданные здесь автомобили среднего класса не нуждались в бензине и потребляли менее трех литров неочищенного рапсового масла (!) на 100 км пути. Начать их массовое производство планировалось в 2000 году. Это был прорыв, соизмеримый с началом покорения космоса.
Злоключения автозавода начались после смерти В. П. Коломникова, генерального директора АО “Москвич”. Новая команда, которую возглавил Рубен Асатрян, с упорством обезьян-бандерлогов начала разрушать то, что было создано до них. Первой жертвой стал творческий коллектив конструкторов, технологов и дизайнеров, после чего началась подлинная дискредитация марки. “Москвич” стали превращать в завод по изготовлению уродливых стретчей, пародирующих то ли классические английские лимузины, то ли сталинские ЗиСы. Выпуск массовой модели АЗЛК-2141 резко и неуклонно сокращался, а те машины, которые все же попадали к потребителям, больше напоминали склад некондиционных деталей.
Как было сказано в телесюжете, себестоимость автомобилей равнялась $7000, но продавали их всего за $4000. Продажи велись через фирму “Ами Тун”, принадлежащую родственникам Асатряна. Где придумали такую извращенную “экономику”, на АО “Москвич” или в “Ами Тун”, пока не сообщается. Когда долги вышли за все мыслимые пределы, с завода начали вывозить и отправлять в Армению самое совершенное оборудование, а оставшееся перешло к банкам-кредиторам. Рабочие же, которым так и не выдали заработной платы за несколько месяцев, получили уведомления об увольнении. Даже экспозиция заводского музея, в которой собраны уникальные исторические экспонаты, едва не подверглась полному уничтожению.
Руководство завода, чьи действия можно квалифицировать как должностное преступление с особо тяжелыми последствиями, умыло руки и никаких комментариев по поводу случившегося не дает. Получается, что буквально под боком у Кремля, при участии или попустительстве московского правительства, у всех на глазах был уничтожен огромный современный завод, имеющий богатую и славную историю и благоприятные перспективы. Как же такое могло случиться? Есть ли возможность возродить предприятие? Или же все попытки уже бессмысленны и пора смириться с потерей, сказав: “Прости, “Москвич”, так получилось”?
© Андрей ЧУДАКОВ "Биржа плюс авто" №20 20 мая 2004
(Нижегородская газета для автомобилистов)