Система охлаждения двигателя Renault F3R
1 – радиатор отопителя;
2 – датчик температуры охлаждающей жидкости (для блока управления системой впрыска);
3 – корпус термостата;
4 – термостат;
5 – датчик указателя температуры и контрольной лампы перегрева;
6 – пароотводящая трубка;
7 – сварной шов верхней и нижней половин расширительного бачка;
8 – пробка расширительного бачка;
9 – расширительный бачок;
10 – насос охлаждающей жидкости;
11 – датчик включения электровентилятора;
12 – электровентилятор;
13 – пробка выпуска воздуха из радиатора при заправке;
14 – радиатор системы охлаждения;
15 – двигатель;
16 – дроссельный узел.
Корпус термостата
1 – патрубок термостата;
2 – датчик указателя температуры и контрольной лампы перегрева;
3 – патрубок пароотводящей трубки;
4 – датчик температуры охлаждающей жидкости (для блока управления системой впрыска);
5 – патрубок подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу;
6 – патрубок подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя;
7* – вход отводящего шланга отопителя;
8* – выход отводящего шланга отопителя;
9 – патрубок байпасного шланга.
* Не соединен с полостью корпуса термостата.
Описание конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе. (За счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются потери на испарение). Клапан также открывается при пониженном давлении в системе (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя задается параметрами термостата и термовыключателя электровентилятора радиатора. Электровентилятор расположен перед радиатором. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата установлен датчик (корпус зеленого цвета), связанный с указателем температуры и контрольной лампой перегрева на приборной панели. Рядом установлен второй датчик температуры (корпус белого цвета), выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.
Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, установлен в передней части блока цилиндров и приводится от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем.
Перераспределением потоков управляет термостат, расположенный в пластмассовом корпусе на задней стороне головки цилиндров. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует, минуя радиатор, только по малому контуру, через отопитель и блок подогрева дроссельного узла. При температуре около 89° С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости идет по большому контуру, через радиатор. При дальнейшем повышении температуры (до 101°С) термостат полностью открывается, при этом большая часть жидкости циркулирует по большому кругу. Байпасный патрубок не перекрывается при прогреве двигателя. Поток жидкости через отопитель не зависит от термостата, а температура в салоне регулируется положением воздушных заслонок отопителя.
Радиатор состоит из двух пластмассовых бачков (один — с перегородкой) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения с алюминиевым радиатором. Радиатор отопителя — латунный.