Двигатель УЗАМ-3317
1 – шкив коленчатого вала;
2 – стопорная шайба;
3 – шпонки;
4 – храповик;
5 – цепь привода распределительного вала;
6 – звездочка натяжного устройства;
7 – поршневое маслосъемное кольцо;
8 – поршневое компрессионное кольцо;
9 – распределитель зажигания;
10 – трубка вакуумного регулятора;
11 – крышка распределительных звездочек;
12 – поршень;
13 – натяжное устройство;
14 – ведомая звездочка;
15 – провода высокого напряжения;
16 – коромысло;
17 – распределительный вал;
18 – гайка крепления головки блока цилиндров;
19 – крышка головки блока цилиндров;
20 – регулировочный винт;
21 – стопорная гайка регулировочного винта;
22 – впускной клапан;
23 – шпилька крепления впускной трубы;
24 – гильза цилиндра;
25 – блок цилиндров;
26 – упорное полукольцо;
27 – крышка шатуна;
28 – крышка среднего подшипника;
29 – маслоприемник;
30 – кронштейн крепления маслоприемника;
31 – нижний вкладыш коренного подшипника;
32 – верхний вкладыш коренного подшипника;
33 – коленчатый вал;
34 – ведущая звездочка;
35 – распорная втулка;
36 – зубчатая пара привода вала распределителя зажигания и масляного насоса;
37 – крышка масляного насоса;
38 – ведущая шестерня масляного насоса;
39 – выпускной коллектор;
40 – крышка водяной рубашки;
41 – седло выпускного клапана;
42 – опорная шайба пружины клапана;
43 – направляющая втулка клапана;
44 – внутренняя и наружная пружины клапана;
45 – тарелка пружины клапана;
46 – сухарь клапана;
47 – ось коромысел;
48 – пробка маслоналивного патрубка;
49 – карбюратор;
50 – указатель уровня масла;
51 – поршневой палец;
52 – шатун;
53 – шпилька крепления крышки коренного подшипника;
54 – установочная втулка;
55 – поддон картера;
56 – вкладыш шатунного подшипника.
Описание конструкции
Двигатель — бензиновый, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от привода распределительного вала. Блок цилиндров — с мокрыми чугунными гильзами, головка блока — из алюминиевого сплава. В передней части двигателя (по ходу автомобиля) расположены: привод распределительного вала (цепью), привод насоса охлаждающей жидкости и генератора (клиновым ремнем), масляный насос и фильтр, датчик давления масла, распределитель зажигания, датчик температуры охлаждающей жидкости. Справа на двигателе расположены: выпускной коллектор и свечи зажигания. Слева расположены: карбюратор, бензонасос, стартер, генератор, насос охлаждающей жидкости, термостат, впускной коллектор, указатель уровня масла, подводящие и отводящие шланги системы охлаждения. К задней приваленной плоскости блока цилиндров крепится коробка передач. Силовой агрегат автомобиля «Святогор» крепится к кузову на четырех резинометаллических опорах (по две на двигателе и коробке передач), в отличие от модели с кузовом 2141, где применялась трехопорная схема (две опоры — на двигателе и одна — на коробке передач).
Коленчатый вал — стальной, вращается в пяти коренных подшипниках скольжения, осевое перемещение вала ограничено двумя упорными полукольцами.
Шатуны — стальные, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники (скольжения), верхней головкой — с поршневым пальцем. Палец вращается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна. Осевое перемещение пальца ограничено двумя стопорными кольцами, установленными в проточки бобышек поршня.
Поршни — литые, алюминиевые, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом.
В головку цилиндров запрессованы седла клапанов и направляющие стержней клапанов. Впускные клапаны расположены слева от распределительного вала, а выпускные — справа. Привод клапанов от кулачков распределительного вала — через коромысла, регулировочные винты, ввернутые в концы коромысел, и наконечники стержней. Клапан закрывается под действием двух пружин. Зазоры в приводе клапанов регулируются вращением регулировочного винта коромысла.
Распределительный вал — литой, чугунный, вращается в пяти подшипниках скольжения.
Масляный насос — шестеренчатый, с приводом от шестерни на коленчатом валу. Привод масляного насоса является одновременно и приводом распределителя зажигания, поэтому вал масляного насоса вращается вдвое медленнее коленчатого вала.
Смазка двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, оси коромысел; разбрызгиванием масло подается на стенки гильз цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к коромыслам и стержням клапанов, остальные узлы смазываются самотеком.
Система вентиляции картера — закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель (в головке блока).