Правительство РФ готовит новый документ, который запретит к эксплуатации автомобили возрастом старше 20 лет. Очередной запрет «в помощь АвтоВАЗу» вступит в силу в 2012 году, если правительство не передумает. Подпись министра промышленности и торговли Христенко на документе уже стоит. Остается дождаться подписи премьера Путина. Защита Христенко
Копия документа под названием «Стратегия развития автомобильной промышленности России до 2020 г.» имеется в распоряжении газеты «Ведомости», на ее же сайте документ можно скачать. Дивный новый мир 2020 года мыслится следующим образом: 50 % автопарка страны составят новые машины (6 лет). Только 20 % – старые (до 12 лет). Остальные – где-то между.
Суровое настоящее выглядит почти с точностью до наоборот: более 50 % – это автомобили старше 10 лет. Точнее, 23,3 % – старше 20 лет, 28,1 % – от 10 до 20 лет, 20,6 % – от 5 до 10 лет, и только 28 % – автомобили, моложе 5 лет (данные «Автостата»; почему правительство предпочитает считать не десятками, а дюжинами лет – непонятно, да и неважно). Старые автомобили по-прежнему ездят, потому что население по-прежнему бедно, а качество новых «Жигулей» по-прежнему такое, что.
Образ врага
Своего автопрома в России, как утверждают злые языки, нет – тем не менее он постоянно нуждается в государственной поддержке и даже защите. Враги известны – и частично уже разбиты. Государство с успехом отразило натиск «японцев», фактически оккупировавших Дальний Восток, и «немцев», просачивавшихся с запада. Только отдельные наглые «американцы» все так же проникают в Россию, но с ними ничего не сделать: другой ценовой сегмент.
Тем не менее, автопрому угрожает внутренний враг: коварный, опасный и главное – крепкий. Его представители, попавшие в страну в смутное время, до сих пор массово присутствуют на авторынках, и многие автолюбители поддались их влиянию, потому что у них в руках очень сильный аргумент: деньги...
Если довести эту картину уже до полного абсурда, то можно еще обвинить старые иномарки в том, что они демпингуют против «жигулей». До этого пока не дошло, хотя иногда пропаганда бывает не менее абсурдна. Например, иногда нас пытаются убедить, что старые автомобили «опасны», и по этому подлежат принудительной утилизации (или куда там их будут девать в 2012 году). Те, кто в это верит – посмотрите любой краш-тест совершенно нового автомобиля производства КНР. Или даже ВАЗ-2107.
Имеется также версия, что старые автомобили «неэкологичны»... В стране, где бензин актановым числом выше 92 заведомо имеет сомнительное происхождение, разговоры об экологии, пожалуй, лучше даже не начинать.
Драйв спортивного режима
Есть хороший образ России, периодически всплывающий в политических дебатах: экономика с ручным управлением. Как известно, в ручном режиме управления автомобилем больше драйва, но сильнее трясет. Здесь – примерно так же.
Например, есть инстанция, четко определяющая, годен или не годен каждый конкретный автомобиль к эксплуатации – талончик техосмотра должен быть у всех. Вместо того, чтобы совершенствовать систему, которая делала бы все сама (все эти ABS и EBD экономики), государство нажимает кнопку «Sport» и пытается все свести к разовым решениям, которые само вводит и само же при случае отменяет. Те же пошлины, или готовящийся запрет на старые машины, который то ли введут, то ли не введут – то же самое было вокруг возможного запрета на правый руль.
В последние два года оно взялось развивать автопром. Поэтому тряску от «ручки» ощущают уже все – как-никак, автовладельцев у нас больше, чем нефтяных магнатов, а за квалификация «шумахеров» под вопросом. Развитие свелось, разумеется, к банальной «отвертке», хотя планы были наполеоновские. Пресловутый ВАЗ в общем-то тоже не у дел: после того, как завод отошел под контроль защитников автопрома, он сам переживает не лучшие времена. Даже проблесковый маячок и «крякалка» в случае чего огрехов вождения не сгладят.
Цена прогноза
Что из этого выйдет – трудно сказать. Стратегия-2020, среди прочего, прогнозирует что автомобилей на душу населения станет больше, и будут они новее. Но прогнозы вещь неблагодарная, а слабость российских прогнозистов отмечалась много раз. Существует такое понятие как «эластичность спроса», к примеру: даже если извести все альтернативы новым иномаркам российской сборки, это не означает, что все возьмут кредит и купят питерскую Camry.
Просто однажды наступит момент, когда выгодней будет ходить пешком, а автомобиль по мере надобности брать на прокат. Этот бизнес станет массовым, услуга подешевеет, и тогда – следуя логике ручного управления – нас ожидает громкая и шумная кампания по борьбе с прокатом. Потому что производитель будет все так же остро нуждаться в защите от нового и опасного врага.
Автор: Николай Шимкевич
© Источник