Статьи с www.club.azlk.ru автор - Белоусов Михаил Александрович (BMA)  Электронный светодиодный вольтметр. 
  
 
 Вольтметр построен на микросхеме LM3914, которая является управляющим устройством для линейки из 10 светодиодов. Пределы индикации следующие: если горит один светодиод (по схеме - нижний) – то напряжение на входе устройства 10,5 вольт, если горят все 10 светодиодов – 15 вольт. То есть единица измерения – 0,5 вольта. Собственно, микросхема работает так. Напряжение на ноге 4 – нижний предел индикации, напряжение на ноге 6 – верхний. Разницу между ними микросхема делит на 10 уровней. Если напряжение на ноге 5 (измеряемое) находится в этом диапазоне, то на выходе зажигается соответствующее количество светодиодов. То есть, имеется возможность легко изменить диапазон измеряемого напряжения. Настройка прибора производится следующим образом: на клемму «+12V» подается напряжение 15 вольт, и потенциометром R2 зажигают все 10 светодиодов. Затем подаются 10,5 вольт, и потенциометром R4 добиваются зажигания только одного (нижнего по схеме) светодиода. Конденсатор С1 предназначен для того, чтобы линейка светодиодов работала с запаздыванием и не скакала, например, при работе указателей поворота. Поэтому для удобства во время настройки его надо отключить. 
 Электронный светодиодный указатель уровня топлива 
  
 
 Указатель уровня топлива построен на двух микросхемах LM3914, которые включены последовательно и управляют линейкой из 20 светодиодов. Элементарные сведения о принципе работы микросхемы представлены в статейке о вольтметре. Распайка светодиодов из экономии места не указана, но она совершенно такая же, как и в схеме вольтметра. Датчик уровня топлива в бензобаке является нагрузкой источника стабильного тока на элементе ua78L03, поэтому напряжение на датчике строго пропорционально его сопротивлению, что каскад микросхем и измеряет. Настроить указатель можно так: 
 1. Потенциометр R8 вывести так, чтобы на ноге 4 левой микросхемы было напряжение 0 вольт (замкнуть на массу). 
 2. Потенциометром R9 при ПОЛНОМ баке заставить загореться все 20 светодиодов. 
 3. Этап самый неудобный: надо опорожнить бак и потенциометром R8 зажечь первый светодиод (он подключен к 18-й ноге левой микросхемы). 
 Конденсатор С3 предназначен для того, чтобы линейка светодиодов работала с запаздыванием и не скакала при плескании топлива в баке. Поэтому для удобства во время настройки его надо отключить.	 
 Электронный светодиодный термометр 
  
 
 Указатель температуры ОЖ построен на двух микросхемах LM3914, которые включены последовательно и управляют линейкой из 20 светодиодов. Элементарные сведения о принципе работы микросхемы представлены в статейке о вольтметре. Распайка светодиодов из экономии места не указана, но она совершенно такая же, как и в схеме вольтметра. Зависимость сопротивления датчика от температуры нелинейна, да еще и не такая, как у бензометра, а наоборот. То есть, бОльшим показаниям индикатора (высокая температура) соответствует более низкое сопротивление датчика. Идея, как линеаризовать показания, снимаемые с датчика, мною была беззастенчиво спёрта со странички Александра Аникина (Analarc). Если последовательно с датчиком температура включить два сопротивления (R1 и R2), то напряжение на резисторе R2 при изменении температуры будет меняться ПОЧТИ линейно. Что и было использовано с применением операционного усилителя (микросхема LM258 или LM2904) в режиме дифференциального включения. Напряжение с его выхода передается на индицирующее устройство, совершенно аналогичное таковому в бензометре (см. соответствующую статейку). Настраивается вся эта байда так: 
 1. Потенциометр R10 вывести так, чтобы на ноге 4 левой микросхемы было напряжение 0 вольт (замкнуть на массу). 
 2. Запустить двигатель, прогреть. 
 3. Потенциометром R14 при включении «карлссона» заставить загореться 16 из 20 светодиодов и считать, что это зона рабочей температуры. 
 4. Остудить движок до окружающей температуры (около 20 градусов) и потенциометром R10 зажечь 2-3 левых светодиода, подключенных, соответственно, к 18-й,1-й и 2-й ногам левой микросхемы. Вместо остужания движка можно просто вместо датчика подсоединить сопротивление 3,3 ком. 
 Электронный светодиодный тахометр. 
  
 
 Электронный тахометр построен микропроцессоре pic16F84A и шести микросхемах К155ИД11. Последние являются преобразователями двоичного кода в код для столбика (или линейки) из 8 светодиодов каждая. На индикаторе каждой тысяче оборотов соответствуют 7 диодов (то есть по 1 светодиоду на 143 оборота в минуту). Всего их должно быть, ясное дело, 49, но используются только 48 (8 х 6). То есть, максимальные индицируемые обороты – 6857 в минуту (на мой взгляд – более чем достаточно), дальше – сколько ни крути – вся линейка светится. Схема работает с программой, написанной Александром Аникиным. Огромное ему спасибо, поскольку без его труда ни фига б сделано мной не было! 
 ----------------------------------------------- 
 :020000040000FA 
 :10000000850186018B018101640083160030850023 
 :100010000130860046308 10083128F0190018E01ED 
 :100020008D0111308C008B100F3081000B118B1C57 
 :100030001E288D0A0000000000008B100B1D1728E1 
 :100040008C0B14280D0890000F 078D008D0C1008E4 
 :100050008F0003108D0C8E0D8D0C8E0D8D0C8E0D62 
 :100060000E083B208E000D0845208D000D088600EF 
 :100070000E0885000F2807398207003 40234013446 
 :1000800003340434063405340734073982073E3418 
 :0E0090005E346E347C347A3476347E347E34C2 
 :02400E00F23F7F 
 :00000001FF 
 ----------- ------------------------------------ 
 Для программирования надо все, что находится между строчками с «тире», в любом текстовом редакторе сохранить в виде файла с расширением .hex, и дальше программатором – «прошить» в микропроцессор. 
 Схема работает сразу же и при отсутствии ошибок в монтаже настройки не требует. Напомню, что у микросхем "К155ИД11" 8-я нога – это (-), а 16-я – (+5V). И еще: следует иметь ввиду, что устройство потребляет довольно большой ток - до 1,5 А, так что питающий стабилизатор (обычно это микросхема ua7805) надо поставить на радиатор для теплоотвода.	 
 Электронный цифровой спидометр. 
  
 
 Электронный цифровой спидометр построен микропроцессоре pic16F84A. Схема работает с программой, написанной Александром Аникиным. Огромное ему спасибо как за все программы, так и за эту! 
 ----------------------------------------------- 
 :020000040000FA 
 :10000000850186018B018101640083160030850023 
 :1000100001308600463081 00831202309400423065 
 :10002000920002309100FE3093000A308E008F0063 
 :10003000900078308C008B109F3081000B118B1C4E 
 :100040002E288E0B2D280A308E0 08F0B2D280A307B 
 :100050008F00900B2D280A3090008B100B1D1F284D 
 :100060000310940C141C38280830940014308400B9 
 :10007000850184030008860014088500 8C0B1C2869 
 :100080008D0110084C2092000F084C2091000D1497 
 :100090000E084C20930015280A3C031D51280D1C06 
 :1000A00054280D1456200800FE3008000F398 2072E 
 :1000B00002349E3424340C349834483440341E3492 
 :1000C000003408347E34BE34DE34EE34F634FA3490 
 :02400E00F23F7F 
 :00000001FF 
 ------------- ---------------------------------- 
 Для программирования надо все, что находится между строчками с «тире», в любом текстовом редакторе сохранить в виде файла с расширением .hex, и дальше программатором – «прошить» в микропроцессор. 
 В качестве индикаторов использованы три семисегментных блока SA08-11 с высотой знака 20.3 мм фирмы «Kingbright». Цвет – ярко красный. Напомню, что семисегментники в данном случае берутся с общим анодом. Индикаторы включены по схеме динамической индикации, их аноды управляются через ключи на транзисторах КТ646. Можно применять и другие, например, КТ815. Одноименные (a, b, c, d, e, f, g) катоды соединяются параллельно у всех трех индикаторов. 
 Схема работает сразу же, и при отсутствии ошибок в монтаже настройки не требует. 
 Датчик скорости – от Ижа, вставляется вместо нашего тросика спидометра в коробку как «родной».