НАДЕЖЕН ЛИ ХАРАКТЕР? "СВЯТОГОР" НАУЧИЛИ ЕЗДИТЬ БЫСТРО
ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ
ФОТО / ВЛАДИМИР ТРУСОВ
Угадайте, что скажет обутый в модные кроссовки атлет о войлочных ботинках на резиновом ходу под названием "прощай молодость"? Думаю, его отзыв лучше не цитировать. Сходную оценку от активного водителя, скорее всего, получит и "Москвич" - многие считают его мертворожденным для тюнинга.
Не спешите с выводами, господа! Аппарат, что вы видите на фото, дает фору любому заряженному "зубилу", любой доработанной "десятке". Причем не только по максимальной скорости да разгону до "сотни". Этот экземпляр подкупает другим: столь сбалансированного, дружелюбного, простого в управлении автомобиля встречать, пожалуй, не доводилось.
Авторы проекта - сотрудники тюнинг-ателье "Инком-SVR" неспроста выбрали для доработок "Святогор-214145" с двигателем "Рено-F3R". Преимущества моторов большого объема сведущему человеку очевидны. Спору нет, форсированные вазовские движки 1500 и 1600 смз, в том числе 16-клапанные, в целом неплохи. Но разве могут они на равных соперничать с солидным двухлитровым "французом", который и без каких-либо переделок выдает 112 л. с.? Ему от рождения даны отменная тяговитость и высокая мощность, а в нашем случае последняя еще и увеличена до 135 л. с. Весомая добавка достигнута модернизацией головки блока цилиндров (доработки каналов, седел клапанов и самих клапанов), а также установкой распределительного вала с измененным профилем кулачков. Свободное дыхание двигателю обеспечивают спортивный воздухофильтр "Пиперкросс" с круговым забором воздуха и прямоточная двухступенчатая система выпуска из нержавеющей стали.
Коробка передач тоже основательно модернизирована. Она получила более жесткие опоры крепления, дифференциал повышенного трения типа "Квайф" (межколесную блокировку), главную пару 4,375 вместо 3,9, а также комплект шестерен с измененными передаточными отношениями. Первая передача "длиннее" (3,25 против 3,309 в стандартном варианте), а четвертая и пятая "короче" (было 0,946 и 0,732 стало 0,973 и 0,756).
Открываем водительскую дверь: салон не узнать - его передняя часть напоминает кокпит гоночного автомобиля. Вместо штатных сидений - спортивные "лодочки" от ОМР. Форма панели приборов подправлена аккуратной пластиковой накладкой. На консоли появились три круглых циферблата "Билтема" - дополнительные указатели давления и температуры масла, напряжения в бортовой сети. Заключительный штрих - обшитый черной кожей фирменный руль.
Ничего не скажешь - стильно. Однако есть и недочеты. Удобные, в общем, сиденья не оборудованы регулировкой положения спинки. При монтаже этот недостаток компенсируют, подбирая угол наклона всего кресла. Но индивидуальная подгонка порадует лишь владельца. А если за рулем окажется человек иного роста и комплекции? Еще одно компромиссное решение - спортивный "бублик" уменьшенного диаметра. Он куда удобнее заводского рулевого колеса, но своим ободом частично перекрывает спидометр и тахометр.
Впрочем, хватит критиковать - пора в путь. С пуском двигателя начинает утробно басить система выпуска. Знай, мол, наших, не на "стандарте" едем. Звук приятный и не слишком громкий, во всяком случае, знаменитые фирменные "ремусы" зудят куда более назойливо. Трогаемся с места и ныряем в городскую толчею. Никаких проблем - мотор везет чуть ли не с холостых оборотов. Вальяжно катимся от перекрестка к перекрестку, отмечая, что в таком режиме в поведении автомобиля нет и намеков на традиционную для тюнинга нервозность. Подвески не досаждают излишней жесткостью, мягкое сцепление прощает ошибки, но особенно нравятся не по-"москвичовски" цепкие тормоза. Еще бы - сзади диски (240 мм в диаметре) с тормозными "машинками" "Лукас", спереди вентилируемые диски диаметром 300 мм (!) с механизмами "Гирлинг". Причем залог успеха не только в комплектующих, отдельного упоминания заслужила умелая настройка. Нашпиговать машину нестандартными деталями - дело нехитрое, куда сложнее заставить их правильно работать. Здесь это удалось.
Массивные тормоза стали одной из причин перехода к 16-дюймовым колесам: меньшие на ступицу не налезут. Как же сдвинуть маленьким рулем здоровые катки с покрышками 205/55R16, да еще и увеличенным ради улучшения управляемости продольным углом наклона оси поворота колеса? Накачанные мышцы не нужны - крути баранку хоть одним пальцем. Помимо доработанных рулевых тяг и поворотных рычагов автомобиль оборудован гидроусилителем ZF. И здесь снова похвалим тщательно подобранные настройки. При вдумчивом подходе к конструированию легкость рулевого управления прекрасно уживается с его точностью и информативностью.
Словом, приятно, что автомобиль вполне подходит для повседневной эксплуатации. Нет желания мчаться - и не надо. О его тюнинговых корнях напоминает лишь внешняя атрибутика, в остальном - характер смирный. Мало того, по сравнению со стандартным "Святогором" доработанный прибавил в комфорте. Получился эдакий приятный во всех отношениях парень. С ним запросто подружится и начинающий водитель, и хрупкая барышня.
Но вот вырвались на оперативный простор: захотелось прохватить с ветерком. Неторопливый шмель мгновенно превратился в злобную осу. Водителя вдавило в кресло - ускорение отменное. Но это еще не все: едва стрелка тахометра перевалила за 4000 оборотов, мотор проснулся по-настоящему. Ускорение еще интенсивнее, и обрывает эту песню лишь электронная отсечка - пора, дружок, подоткнуть следующую передачу. Не двигатель, а пушка, сказка, ураган... Эпитет подбирайте по вкусу - смысл, надеюсь, понятен.
В ходе экстремальных упражнений начинаешь еще сильнее ценить грамотно подобранные числа коробки передач, точное рулевое управление, отменные тормоза. Много нового узнаешь и о подвеске. Помните похвалу за комфорт? Так вот, он не пропал. Однако, в отличие от своих серийных собратьев, тюнинговый "Святогор" стал цельным, крепко сбитым. Крены кузова в поворотах минимальны. Но главное - подвески легко проглатывают как мелкие дорожные неровности, так и солидные ямы. Происходит это на удивление легко - без пугающего шума, свойственного "москвичам", и последующей раскачки с "носа" на "корму". Чем же отличается подвеска от обычной? У нее спортивные опоры передних стоек со сферическими шарнирами, жесткие резинометаллические шарниры передней подвески, газонаполненные амортизаторы высокого давления.
В общем, управляемость "Москвича" удалось радикально улучшить, хотя, конечно, с юркой "восьмеркой" лучше не сравнивать. Да и нужна ли солидной машине подвижность малолитражки?
Итак, создан действительно интересный экземпляр - уже не "Святогор" и тем более не "Москвич". Помните слова старой песни "Мне нравится надежный твой характер, не зря тебя назвали..."? Впрочем, какая разница, если характер действительно надежный. Остается лишь назвать цену тюнинга - около семи тысяч долларов за весь объем работ. Дорого? Увы, без затрат вдохнуть жизнь в изделия АО "Москвич" вряд ли удастся. А цена, между тем, поддается коррекции - из полного перечня заказчик может выбрать те усовершенствования, что ему и по душе, и по карману.
"Фирма" под капотом и в салоне:
Журнал "За Рулём"