Проверка состояния водителя при наличии признаков алкогольного, наркотического или токсического опьянения должна проводиться в соответствии с “ Инструкцией о порядке направления граждан для осмотра на состояние опьянения в учреждениях охраны здоровья и проведения осмотра с использованием технических средств “, утверждённой Приказом МВД Украины, Министерством здравоохранения Украины и Министерством юстиции Украины от 24 / 02 / 95 г. № 114 / 38 / 15-36-18, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 07 / 03 / 95 г. № 55 / 591 ( по-моему без грифа ДСП, кто умеет искать, сможет найти – наверное, плавает где-то среди прочего говна в и’нете ). Чтобы никого не задрачивать вывешиванием “ простыней “, попробую изложить её содержание конспективно, по разделам. Установление состояния опьянения проводится путём освидетельствования работником милиции методом использования индикаторных трубок “ Контроль трезвости “ или др. спецсредств ( о таковых, помимо пресловутой трубки-“задуйки “ лично мне ничего неизвестно ) либо работниками мед. учреждений.
Осмотр проводится не просто так, по инициативе доброго ГАИца или в рамках каких-то месячников по борьбе, рейдов по выявлению, профилактики аварийности и т. п. , а только в четырёх строго определённых законодательством случаях:
- при наличии внешних признаков опьянения;
- независимо от наличия таковых в отношении участников ДТП с пострадавшими;
- при наличии заявления граждан об употреблении водителем спиртного;
- в случае признания самого водителя.
Внешние признаки опьянения определены в Разделе 1 Инструкции как:
1.1.1. …запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение расцветки кожного покрова лица, не отвечающее обстановке поведение.
1.1.2. …наличие признаков наркотического или опьянения: приведенные выше признаки алкогольного опьянения ( кроме запаха алкоголя изо рта ), суженные или очень расширенные зрачки, которые почти не реагируют на свет, замедленность движений или ответов на вопросы. Специфическим признаком могут являться многочисленные следы от инъекций на руках и теле.
Данные признаки работник милиции устанавливает путём визуального наблюдения за физическим состоянием водителя.
В случаях, когда лицо подлежит освидетельствованию в обязательном порядке как участник ДТП, в к-ром пострадали люди, наличие признаков опьянения для проведения освидетельствования не требуется, а само освидетельствование проводится также в соответствии с требованиями данной инструкции, но только в медицинском учреждении.
Согласно Разделу 2 Инструкции право проведения осмотра для определения состояния опьянения с применением индикаторных трубок “Контроль трезвости“ имеют только сотрудники милиции.
Перед применением индикаторной трубки “Контроль трезвости“ проверяется её пригодность к использованию. Запрещается использовать трубку, имеющую механические повреждения, нарушения герметичности, зелёные вкрапления в наполнителе и его пересыпания по трубке, а также если истёк гарантийный срок её пригодности ( указан в прилагаемом паспорте ).
Освидетельствование проводится в сл. порядке:
- работник милиции обязан получить согласие водителя на освидетельствование с применением индикаторной трубки “ Контроль трезвости “, в ином случае освидетельствование проводится в медицинском учреждении;
- освидетельствование проводится в присутствии двух свидетелей ( ими не могут быть работники милиции );
- трубку раскрывают и осматривают непосредственно перед применением в присутствии водителя и свидетелей;
- проводящий освидетельствование работник милиции надевает мундштук респираторного баллона на ближний к реагенту конец трубки, даёт, предлагает водителю выбрать одноразовый индивидуальный мундштук, надеть его на противоположный конец трубки и продуть её до полного заполнения респираторного баллона;
- наполнитель под действием паров алкоголя должен в течение 1-2 мин. изменить цвет с жёлтого на зелёный, для установления этого трубка после продувания сравнивается с неиспользованной;
- результаты оформляются протоколом осмотра в исполненных типографским способом бланках строгого учёта и отчётности или в такой же форме в бланке протокола об админ. правонарушении, при наличии в нём соответствующего раздела.
Типичными грубыми нарушениями со стороны сотрудников милиции бывают:
- освидетельствование без согласия водителя;
- освидетельствование без привлечения свидетелей или использование в качестве свидетелей сотрудников милиции без отражения этого факта в протоколе;
- сжимание баллона, т. е. обратное продувание трубки – иногда в баллоне каким-то чудесным образом неизвестно откуда оказывается капля спирта, что моментально вызывает позеленение реагента ( распознать этот фокус можно по двум сопутствующим обстоятельствам – как правило, это делается без свидетелей и реагент зеленеет гораздо быстрее, чем за минуту );
- составление протокола от руки или несоставление вообще ( верный знак того, что сотрудник милиции действует самочинно, вне поставленной при заступлении на службу задачи ) – при таких отсутствии бланков освидетельствование с использованием индикаторной трубки проводится не может и водитель должен направляться в мед. учреждение.
Любое из указанных нарушений делает освидетельствование недействительным.
Применяющийся в трубке индикатор реагирует не только на этиловый спирт, поэтому в некоторых случаях он может дать положительную реакцию по другим причинам – при некоторых заболеваниях полости рта ( напр. стоматит или кариес ), верхних дыхательных путей ( ларингит, тонзилит и др. ), а также при употреблении водителем отдельных лекарственных препаратов ( настойки валерианы, пустырника и др. ) или, из-за специфичности процессов пищеварения, безалкогольных напитков ( кефира, кваса ).
Поэтому проба на алкоголь с использованием индикаторной трубки не является абсолютной и носит консультативный характер. Если водитель соглашается с результатами освидетельствования, то есть подтверждает факт употребления алкоголя, то протокол является основанием для привлечения к ответственности по ст. 130 КУоАП. Если не соглашается, то работник милиции имеет право направить его на освидетельствование в мед. учреждение.
Раздел 3 регламентирует проведение освидетельствования в учреждениях здравоохранения: круглосуточно, только в определённых наркодиспансерах или специализированных лабораториях согласно утверждённому региональным органом здравоохранения списку, не позднее 2х часов с момента установления оснований для проведения освидетельствования, фиксируется в спец. журнале и оформляется протоколом.
Согласно п. 3.8. выводы освидетельствования могут в десятидневный срок быть обжалованы в контрольную комиссию регионального наркодиспансера, контрольную комиссию Министерства здравоохранения или в суд.
Согласно п. 3.10. выводы освидетельствования, полученные с нарушением Инструкции признаются недействительными и не могут являться доказательствами вины. Виновные в нарушении Инструкции должностные лица несут ответственность в установленном порядке.
Подводим итог:
установление состояния опьянения методом использования индикаторных трубок “Контроль трезвости“
САМО ПО СЕБЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Таковыми являются:
а ) признание самого водителя;
б ) результаты медицинского освидетельствования.
Любые отступления от вышеизложенной Инструкции автоматически делают результаты обследования непригодными для применения в суде в качестве доказательств вины. Но для этого они обязательно должны быть отражены в протоколе.